ФЭНДОМ

New arezistaМинистерство Информационной Безопасности предупреждает!
Именем Катарины Вернетт! Статья «Операция «Лавина»» была написана до «перезапуска» лора Арезисты 29 января 2018 года. Это означает, что в статье присутствует старая хронология (ведущая отсчёт от 2013 года), и хоть она в общих чертах может соответствовать канону, статья объявляется устаревшей. Читайте на свой страх и риск.
Операция «Лавина» (неофиц. Штурм гор Логвина, ликвидация группы Логвина) — первая часть плана «Борея», захват важной горной гряды на севере от Бореи, которая контролировалась группой горцев Логвина. В сложнейшей операции в общей сложности погибло около 30 тысяч человек, из них около седьмой части составляли небоевые потери от суровых условий. Самая печальная участи постигла 8-ю артиллерийскую батарею под командованием Виктора Терешкова, которую в полном составе накрыло лавиной.

Операция, тем не менее, была одной из самой значимых страниц в истории Бореи. Она развязывала ей руки и открывала дальнейший путь на север, к Нордогорску.

Предпосылки к проведению операции Править

Внешнеполитическое положение Бореи, которая к тому времени занимала лишь южную часть Берлеса, было крайне тяжёлым. Командование Бореи считало очень вероятным вторжение на Борейский архипелаг иностранной армии, в первую очередь активно расширяющихся Империи или Северной Рейхспублики. Единственным путём противостояния иностранному вторжению царь считал сплочение всей группы островов под одной властью. План этого расширения Бореи был предложен в сентябре 2014 года. Он включал в себя полный захват всего архипелага, используя для этой цели торговую и военную мощь юга Берлеса (тогдашнее название Бореи).

Архипелаг к тому времени представлял из себя политически раздробленный на пять частей изоляционистский мирок. На нём располагались государства Борея, Гарка, Хатана и Нордогорск. Особым квазигосударством являлась группа Логвина, которая контролировала горы в центре Берлеса и получала огромные доходы за счёт мыта от торговых караванов, проходивших в этом районе. Само существование такого нечта портило экономику Бореи, которая была выстроена на торговле почти полностью — она экспортировала сырьё и импортировала промышленные товары. Кроме того, центральноберлесские горы имели первостепенное значение для экспансии Бореи на север и восток, открывая путь на Нордогорск и Гарку.

Именно эти две причины и предопределили судьбу группировки Артура Логвина.

Планирование и подготовка Править

Ответственность за планирование операции была возложена на генерала-адмирала Бореи Андрея Андреевича Шабанова, выдающегося стратега-самоучку. В планировании ему помогали командиры корпусов генералы Булушев и Казаков.

Сутью всей операции был контроль над двумя перевалами в горном массиве, которые были единственной возможностью попасть по суше из юга на север Берлеса и наоборот. Группа Логвина же была здесь краеугольным камнем. Редкие попытки выкурить горцев дальше от перевалов провалились. Логвиновцы действовали крайне дерзко, максимально используя знание местности и изнуряя своего противника бесконечным движением по горным уступам. Именно это и было главной проблемой. Разгромить горцев представлялось возможным только значительно превосходящими силами. С этой целью глава народного комитета армии и обороны (НКАО) Бореи Алексей Курягин передал под командование Шабанова два корпуса, в каждом из которых было по три пехотных дивизии, усиленных артиллерией и дирижаблями. Общая численность войск Бореи, сосредоточенных на этом плацдарме, достигала 120 тысяч человек. Им противостояло примерно 15 тысяч горцев, рассредоточенных по всей горной цепи.

Первоначально Шабанов планировал задействовать в операции флот под командованием адмирала Сулистровского. Флот должен был высадить войска на территории Нордогорска, тем самым окружив группу Логвина с двух сторон. Но князь Нордогорска не разрешил высаживать войска на территорию его государства. Командованию Северной армии пришлось разрабатывать новый план. Его разработка усложнялась крайне малым количеством данных о противнике и его рассредоточением, что фактически делало невозмножным какую-либо предварительную тактическую подготовку из-за непредсказуемости неприятеля. В итоге Шабанов приказал Казакову и Булушеву действовать на своё усмотрение, лишь поставив перед ними цели. Булушеву, который командовал 2-м корпусом, располагавшегося на левом фланге, была поставлена задача взять под контроль центральный перевал и ликвидировать город-резиденцию Артура Логвина. Казакову предписывалось взять под свой контроль правый перевал и поддержать силы Булушева на центральном.

В штабе операция много раз прогонялась на бумаге, тщательно прорабатываясь. Генералы отрабатывали все возможные варианты событий.

20 января царём был подписан окончательный вариант плана экспансии Бореи, что означало начало операции, получившей кодовое название «Лавина», в ближайшее время. Через неделю войска начали своё выдвижение к горным уступам. 7 февраля Шабанов доложил, что амрия находится на своих позициях и готова начинать атаку.

Обзор армий Править

Борея Править

Aquote1.png — Мы готовы к операции настолько, насколько это возможно и ожидаем приказа наступать.
Андрей Шабанов — Алексею Курягину
Aquote2.png

Борейская армия под командованием генерала-адмирала Шабанова состояла из двух корпусов. Каждый корпус делился на три дивизии. В составе каждой дивизии находилось три пехотных бригады, одна артиллерийская и одна воздухоплавательная. Структура армии выглядела так:

  • Северная армия (командир — генерал-адмирал Андрей Шабанов)
    • 2-й корпус (генерал-полковник Лев Бушулев)
      • 7-я дивизия (генерал-майор Никита Суханов)
        • 19-я пехотная бригада (полковник Геннадий Соболев)
        • 20-я пехотная бригада (полковник Валерий Игнатов)
        • 21-я пехотная бригада (полковник Виталий Блохин)
        • 4-я артиллерийская бригада (полковник Сергей Семёнов)
        • 4-я воздухоплавательная бригада (полковник Эдуард Котов)
      • 8-я дивизия (генерал-майор Лев Площаднов)
        • 22-я пехотная бригада (полковник Пётр Николаев)
        • 23-я пехотная бригада (полковник Никита Стрелков)
        • 24-я пехотная бригада (полковник Валерий Павлов)
        • 5-я артиллерийская бригада (полковник Игорь Комиссаров)
        • 5-я воздухоплавательная бригада (полковник Юрий Степанов)
      • 9-я дивизия (генерал-лейтенант Дмитрий Красильников)
        • 25-я пехотная бригада (полковник Глеб Кондратьев)
        • 26-я пехотная бригада (полковник Фёдор Беспалов)
        • 27-я пехотная бригада (полковник Игорь Филатов)
        • 6-я артиллерийская бригада (полковник Руслан Овчинников)
        • 6-я воздухоплавательная бригада (полковник Данил Дорофеев)
    • 3-й корпус (генерал-лейтенант Фёдор Казаков)
      • 10-я дивизия (генерал-майор Евгений Девятко)
        • 28-я пехотная бригада (полковник Никита Панфилов)
        • 29-я пехотная бригада (полковник Ярослав Гущин)
        • 30-я пехотная бригада (полковник Виктор Кононов)
        • 7-я артиллерийская бригада (полковник Эдуард Жданов)
        • 7-я воздухоплавательная бригада (полковник Николай Большаков)
      • 11-я дивизия(генерал-майор Артём Чернышев)
        • 31-я пехотная бригада (полковник Пётр Волегов)
        • 32-я пехотная бригада (полковник Афанасий Кольцов-Мосальский)
        • 33-я пехотная бригада (полковник Семён Галиевский)
        • 8-я артиллерийская бригада (полковник Виктор Терешков)
        • 8-я воздухоплавательная бригада (полковник Федот Бучинский)
      • 12-я дивизия (генерал-майор Всеволод Раевский)
        • 34-я пехотная бригада (полковник Борис Лесин)
        • 35-я пехотная бригада (полковник Арсений Бреусов)
        • 36-я пехотная бригада (полковник Кирилл Водоносов)
        • 9-я артиллерийская бригада (полковник Демьян Сыропятов)
        • 9-я воздухоплавательная бригада (полковник Олег Вуколкин)

Общая численность пехотных частей составляла 114 тысяч человек. Всего в составе двух корпусов находилось 635 полевых артиллерийских орудий всех калибров и 48 дирижаблей. Борейская армия была хорошо подготовлена к операции, отлично снабжалась боеприпасами и топливом. Командовали дивизиями отборные генералы. Всё было сделано для того, чтобы пройти горы с минимальными потерями. Войска Бореи ожидали встретить крайне серьёзное сопротивление, что, впрочем, и случилось.

Пехотные части были полностью перевооружены самыми современными винтовками. Для снабжения ими такой большой армии были мобилизированы все промышленные мощности. Была проведена частичная обратная конверсия фабрик и заводов гражданской промышленности для выпуска вооружения.

Несмотря на то, что Шабанов заявил о готовности 7 февраля, а армия Бореи подошла к уступам гор уже 11 февраля, начать боевые действия с ходу она не могла. Сказывались как нерешительность командования, так и отсутствие нормального снабжение. У борейской армии был крайне неудовлетворительный уровень логистики. Снабжение подходило к армии с двухдневными задержками, да и общий его уровень был явно недостаточным. Об этом 11 февраля лично царю доложил глава НКАО Алексей Курягин. Царь, движимый желанием начать экспансию как можно быстрее, дал армии на подготовку всего пять дней. Шабанов, обеспокоенный таким раскладом вещей, запросил увеличения поставок хотя бы авиационных боеприпасов и топлива для дирижаблей. Николай I, обеспокоенный условиями проведения операции, приказал отправлять Северной армии все возможные ресурсы, оставив 1-й корпус на минимальном снабжении, но срока в пять дней на подготовку не изменил, требуя начать наступление 16 февраля.

Группа Логвина Править

Группа Логвина, несмотря на отсутствующее как таковое снабжение и вообще не имеющая централизованного командования, представляла серьёзную угрозу войскам Бореи. На стороне горцев было превосходное знание местности и отработанная тактика боя в горах, которая заключалась в манёвренности, гибкости обороны и изнурении противника, а также использовании климата как своего союзника. Костяк армии Логвина составляли небольшие и крайне мобильные группы численностью 8-12 человек, вооружённые лёгким оружием. Их тактика заключалась в комбинировании тактик засад, внезапных атак и гибкой обороны. При появлении угрозы разгрома группы рассредотачивались ещё сильнее и отступали. Используя отработанные манёвры, группы легко координировали свои действия, изнуряли противника постоянными перемещениями и атаками с самых разных сторон, часто окружали превосходящего по силам врага. Даже несмотря на отсутствие организации и какой бы то ни было централизации, армия Логвина представляла из себя очень серьёзного противника.

Ход битвы Править

Штурм гор Логвина 1

Примерная расстановка сил на 16 февраля 2016 года

Внезапной атаки из-за пятидневного промедления не получилось. Логвин уже 12-13 февраля знал не только то, что Борея будет его атаковать, но даже примерную численность войск. Не знал он только о дирижаблях, которые базировались в тылах и пока ещё не применялись в боевых действиях.

Наступление было решено начинать именно атакой дирижаблей. Булушев и Казаков рассчитывали, что она поможет сломить моральный дух горцев и заставит их дрогнуть. Рассчёт был верен. Утром 16 февраля почти одновременно по позициям горцев на центральном и на правом перевалах были произведены массированные бомбовые удары с дирижаблей. В налёте участвовали 5-я и 7-я воздухоплавательные бригады. Успешный налёт не только сломил дух противника, но и не на шутку взволновал самого Логвина, которому дирижабли с их бомбами портили абсолютно все амбиции. Горцам просто нечего было им противопоставить. Несколько пушек, которые имелись в их распоряжении, были произведены кустарным методом и не могли стрелять по воздушным целям с достаточными точностью и дальностью. Капля надежды у Логвина оставалась лишь на тактику своих групп. Вечером 16 февраля он послал гонцов с целью приказать группам не вступать в бой самим и полностью уйти в оборону. Тогда же он приказал выдвинуть артиллерию для защиты центрального перевала.

Не решалась атаковать пехотой и борейская армия. Реальность оказалась далёкой от всех планов. Генералы Булушев и Казаков проводили долгие совещания с генералом-адмиралом Шабановым для того, чтобы выработать хоть какую-то тактику. В результате после бессонной ночи ими была выработана тактика изнурения, которая заключалась в навязывании боя превосходящими силами и активном использовании дирижаблей, рекомендованная Булушевым.

Тогда же, вечером 16 февраля, 5-я воздухоплавательная бригада нанесла повторный удар армии Логвина. На этот раз дирижабли атаковали артиллерию, которая была выслежена по чистой случайности в предыдущем вылете. На пути к ней они подверглись сильному обстрелу с земли. Были повреждены дирижабли "Искорка" и "Гневный", но до аэродрома дотянули все. Удар бомбами по артиллерии был неточным, и лишь легко повредил одно из орудий.

В ночь на 17 ферваля часть горцев подошла ближе к войскам Булушева, несмотря на логвинский приказ держать позиции и не ввязываться в бой. Действия Булушева не заставили себя ждать - он выдвинул навстречу врагу четыре пехотных бригады (21-ю, 22-ю, 23-ю и 24-ю). В то же время дирижабли 4-й воздухоплавательной бригады совершили вылет с целью снова атаковать артиллерию, но цель не нашли - канониры смогли замаскировать её, накрыв сетью и забросав снегом. По пути назад дирижабли подверглись сильному ружейному огню, один из них - "Исключительный" - получил критическое повреждение двигателя. На борту "Исключительного" начался пожар и он соврешил экстренную посадку в горах. Часть экипажа, которая не погибла непосредственно из-за крушения, погибла, пытаясь выйти к своим, из-за холода либо из-за встречи с группами противника. Живым назад не вернулся никто. Уже после операции обломки "Исключительного" были найдены под метровым слоем снега и льда.

Одновременно с 4-й ВхпБ действовала 8-я воздухоплавательная бригада. Она успешно нанесла удар горцам, защищавшим правый перевал. Казаков также выдвинул две пехотных бригады вперёд для формирования фронта.

Первыми в открытый бой вступили войска Булушева. 17 февраля четыре его пехотных бригады подверглись обстрелу горцев, но борейские войска открыли сокрушительный ответный огонь. 21-я, 22-я, 23-я и 24-я пехотные бригады атаковали врага сразу с нескольких сторон, намереваясь окружить его, но горцам удалось отступить, понеся серьёзные потери. Утратили большое количество личного состава и борейские войска - 22-я и 23-я пехотные бригады потеряли больше половины бойцов. Отход логвиновцев прикрыла другая группа, в полдень атаковавшая изнурённую холодом и потерями 24-ю пехотную бригаду с правого фланга, правда, неудачно: закрепившиеся войска под командованием полковника Валерия Павлова дали отпор противнику, заставив его бежать. Горцы отошли назад, ближе к центральному перевалу, для защиты своей артиллерии, которая обстреливала части 23-й пехотной бригады, занявшей крайне неудачную позицию. На замену истощившимся 22-й и 23-й пехотным бригадам Булушев выдвинул 20-ю и 25-ю. Очередной налёт на артиллерию совершила 6-я воздухоплавательная бригада.

Захлебнувшееся наступление вынудили генералов начать очередное совещание. Разные взгляды на дальнейшее продолжение сражений спровоцировали конфликт между генералами Казаковым и Булушевым. В результате совещания Булушев решил атаковать своими пехотными частями, одновременно используя на полную катушку сомнительные возможности своей артиллерии и неудовлетворительные - дирижаблей. Примерно той же тактики решил придерживаться и Казаков.

Вечером 17 февраля 7-я воздухоплавательная бригада Казакова нанесла удар по позициям горцев возле центрального перевала. Начал готовить свои дирижабли к повторным вылетам и Булушев.

Штурм гор Логвина 2

Расстановка сил на утро 18 февраля

Решающие сражения разгорелись 18 февраля 2016 года. Одновременно в наступление перешли пять бригад Булушева и четыре - Казакова. Два генерала, несмотря на свою ставку на главный удар, действовали диаметрально противоположными методами. Булушев сделал ставку на "лёгкие атаки" (обстрел горцев с целью вынудить их отступить, а не уничтожить) и окружение врага. Казаков же решил резко и жёстко атаковать врага, нещадно и безостановочно обстреливая его, и параллельно с этим перенимать тактику противника - учиться дейстовать и маневрировать в горах. Но этот принцип генерала не оправдал ожидания. Пытаясь маневрировать, 31-я пехотная бригада потратила очень много времени и понесла огромные потери (примерно 80% личного состава). Больше перенимать тактику врага Казаков не пытался, вернувшись к закидыванию врага снарядами.

Одновременно трёх мощных атак силы горцев никак не могли выдержать. Булушев к ночи 18 февраля смог уничтожить артиллерийскую батареию и силами пяти пехотных бригад окружить штаб-резиденцию Логвина, которую защищали не более тысячи человек. Казаков силами трёх бригад добил противника, защищавшего центральный перевал и днём 18 февраля доложил о его захвате. Единственной крупной группировкой, которая всё ещё угрожала успеху операции, была группа горцев на горе Хомча - самой высокой точке центральноберлесской горной системы. Со своей позиции они прекрасно простреливали правый перевал. Для их ликвидации Казаковым была выдвинута 8-я артиллерийская бригада под руководством Виктора Терешкова, которая должна была обстрелять вершину горы. Сначала Казаков планировал провести атаку дирижаблями, но противник находился слишком высоко - дирижабли попросту не смогли набрать необходимую высоту. Залпы батареи не достигли цели, но это была самая меньшая из проблем. Они спровоцировали огромную снежную лавину, которая унесла за собой едва ли не половину горцев на горе, а затем, разделившись на две части, завалила перевал и погребла под тоннами снега саму артиллерийскую батарею. Тела погибших смогли найти только в апреле, когда снег окончательно растаял. Оставшиеся на горе войска противника, не имея провианта, сдались частям 32-й и 33-й пехотных бригад 20 февраля. Не выдержал осады и штаб Логвина, который капитулировал 21 февраля. Горы были захвачены Бореей. Жребий брошен - великий захват архипелага начался.

Итоги Править

Борейская армия потеряла около 30 тысяч человек, 47 орудий и один дирижабль. Войска Логвина потеряли примерно 14 тысяч человек и шесть орудий. Но жертва борейских солдат не была напрасной. Горная система, получившая через несколько лет название гор Логвина, была важнейшим стратегическим объектом на территории Берлеса. Как уже было сказано много раз, контроль над ней давал стороне, её контролировавшей, много всяких ништяков, а конкретно Борее открывал все пути для захвата Нордогорского княжества и для дальнейшей экспансии.

Операция дала войскам и генералам Бореи много ценного опыта ведения боевых действий в общем и в горах - в частности. Генеральный штаб начал вырабатывать принципы взаимодействия войск и доктрину ведения войны.

По результатам операции генералы Булушев и Казаков были награждены орденом "За боевые заслуги" I степени. Их имена гремели на всю страну, сделав их народными любимцами.