ФЭНДОМ

Линейные корабли типа «Ройял Уорлок» - тип линкоров Королевства Объединённых провинций, дальнейшее развитие линкоров "нового типа", основоположником которых является тип «Тандерчайлд» - сбалансированный дредноут, полностью опирающийся на артиллерию ГК и имеющий сравнительно небольшой калибр орудий вспомогательной батареи. «Ройял Уорлоки» стали ступенью между "линкором нового типа" и "стандартным линкором" Королевства, использующим линейно-возвышенную схему расположения вооружений и двигающимся 24-узловым ходом. Линкоры этого типа были самыми совершенными дредноутами времён Первой Великой войны.

Описание конструкции Править

Корпус и конструктивная противоторпедная защита Править

«Ройял Уорлоки» были, по факту, тем же типом «Тандерчайлд», но с дополнительной орудийной башней главного калибра. Они унаследовали от предшественников схожие обводы корпуса и, в целом, схожие элементы силуэта. Корпус корабля был разделён водонепроницаемыми переборками на 22 отсека. Несомненным шагом вперёд по сравнению с «Тандерчайлдом» является в разы более развитая противоторпедная защита - её глубина увеличилась со смешных полутора метров на борт в районе котельного отделения до 3,375 метров на борт по всей протяжённости машинных и котельных отделений. ПТЗ корабля рассчитывалась на взрыв торпеды с зарядом, эквивалентным 100 кг тротила и состояла из трёх продольных переборок толщиной 10, 15 и 15 миллиметров. Помимо этого, на корабле имелось двойное дно (простиравшееся на 82% длины корабля) для защиты от мин. Следует отметить, что решение о улучшении защиты корабля от подводных взрывов было принято под впечатлением от терракта на дредноуте HMS Thunderchild. Подводный взрыв сравнительно небольшой мощности прогремел в районе барбета башни Y (где и без того слабая конструктивная ПТЗ заканчивалась) и вызвал детонацию боеприпасов, едва не расколовшую корабль надвое - в итоге гордость королевского флота всю войну простояла, ремонтируясь в доке и вступила в строй через два года после окончания боевых действий.

Проектная метацентрическая высота корабля составляла 1,37 м при нормальном водоизмещении. Корабль не имел характерных для ранних линкоров казематов, расположенных в корпусе - вместо этого главный конструктор флота принял весьма дальновидное решение расположить их в надстройках. Это позволило не только повысить общую эффективность батареи, но и избежать заливания казематов водой (от которого очень сильно страдали, к примеру, борейские «Шабановы» - казематы там приходилось заваривать во время модернизаций).

Вооружение Править

Главный калибр корабля состоял из десяти орудий Mark IV калибром 12 дюймов (304,8 миллиметров) модели 32 года. Орудия имели боекомплект из 100 снарядов на ствол и были расположены в пяти башнях по линейно-возвышенной схеме (три башни были возвышенными; башня X располагалась между котельными и машинными отделениями и могла вести огонь лишь на достаточно ограниченных курсовых углах). Вес бронебойного снаряда AP Mark II составлял 395 килограммов.

Сравнение орудий Mark III и Mark IV
Mark III Mark IV
Калибр (мм) 304,8 304,8
Длина ствола, калибров 45 45
Вес снаряда, кг 382 395
Бронепробиваемость у дульного среза 391 мм 408 мм
Бронепробиваемость на дистанции 10 км 254 мм 272 мм

Противоминная батарея дредноута - двадцать 114-миллиметровых орудий с длиной ствола 40 калибров. Восемь орудий были расположены на палубе в открытых установках, двенадцать - в казематах в надстройках. 114-миллиметровое орудие Mark I на момент создания линкоров уже устарело и обладало весьма посредственными баллистическими характеристиками. Боекомплект составлял 150 снарядов на ствол.

Помимо всего вышеуказанного, на линкоре ещё находилось 8 пулемётов калибром .303. Оригинально они не предназначались для ведения зенитного огня, а их основным предназначением считалось ведение огня по атакующим миноносцам с целью уничтожения живой силы на палубе. Практика Первой великой войны показала, что дистанции пуска торпед превышают эффективную дальность стрельбы из пулемёта, и на дредноутах часть из них была снята.

Силовая установка Править

Главная энергетическая установка корабля включала в себя четыре четырёхцилидровых вертикальных паровых машины тройного расширения мощностью 9,5 тыс л.с. каждая (общая проектная мощность силовой установки составляла 38 000 л.с.). Проектная скорость корабля - 22 узла - на ходовых испытаниях на полном ходу была превышена всеми кораблями, но незначительно - не более, чем на 0,6 узла. При этом паровые машины могли работать в так называемом "трёхчасовом режиме", в ходе которого предусматривалась их форсировка до 11 000 л.с. На ходовых испытаниях головного корабля общая мощность машин в трёхчасовом режиме составила 45 600 л.с., что позволило кратковременно разогнать корабль до 23,35 узла. Однако в ходе разгона сверх проектной мощности отмечалась сильная вибрация, и использовать трёхчасовой режим не рекомендовалось.

Пар для силовой установки производили 12 водотрубных котлов Адмиралтейского типа. Полный запас угля - 2730 тонн - позволял кораблю иметь дальность в 6 500 миль при движении экономическим 10-узловым ходом. Привод на винты - прямой, без использования редукторов.

Бронирование Править

Бронирование корабля проектировалось по традиционному принципу "равной защиты" - то есть, с расчётом на то, что линкор должен быть защищён от своих орудий. Кораблестроительные инженеры Королевства постарались на славу - "Ройял Уорлок" был неуязвим для собственных 12-дюймовых орудий на дистанциях 10 кабельтовых и больше, а для более старых моделей, в теории, даже при стрельбе в упор.

Основу бронирования составлял главный пояс корабля толщиной 12 дюймов - 305 миллиметров - простиравшийся по всей длине цитадели корабля. За поясом на пути снаряда находился скос броневой палубы толщиной 63,5 миллиметра. Общая приведённая защита линкора при угле входа снаряда в 5 градусов и на курсовом угле 60 градусов составляла около 500 миллиметров.

Над главным поясом по всей его длине проходил верхний броневой пояс. Его толщина была непостоянной - на пространстве между барбетами башен B и Y она составляла 178 миллиметров, в остальных местах - 127 миллиметров. Он защищал внутреннее пространство корабля между главной и верхней палубами от снарядов крейсерских калибров на курсовом угле 60 градусов и менее.

Большое внимание было уделено бронированию оконечностей. Кораблестроители Королевства опасались уничтожения пространств вне цитадели осколочно-фугасными снарядами и защитили их шестидюймовым (152-мм) поясом высотой 2,4 метра. Это предупреждало потерю хода и затопления корабля вследствие попаданий в эти места и, в целом, оценивалось как плюс к общей защищённости. Помимо броневого пояса, оконечности защищала палуба толщиной один дюйм - 25,4 мм.

Орудийные башни корабля использовали сходную 12"+6" защиту: 305-мм лоб башни, 152-мм крыша и тыльная часть. Исключением из этого правила был барбет, толщина которого была всего 10 дюймов, то есть 254 миллиметра.

Две рубки корабля имели круговое бронирование толщиной 12 дюймов.

Представители Править

Название Транскрипция Назван в честь Судьба
HMS Royal Warlock Ройял Уорлок Ордена Чернокнижников Его Величества Порезан на металл после ВВВ.
HMS Royal Knight Ройял Найт Рыцарей Его Величества Порезан на металл после ВВВ.
HMS Medraught Правильно - Медрот;

В борейских источниках - Медраут.

Бывшего короля Кроухерда Медраута I Пенгалиона. Порезан на металл после ВВВ.

Оценка проекта Править

HMS Royal Warlock Генерал Шабанов Хакуро
Тип Линкор Линкор Линейный крейсер
Страна Королевство Борея Синпанг
Водоизмещение 25 700 т 28 300 т 28 235 т
Главный калибр 5х2 305 мм/45 4х3 305 мм/50 5х2 305 мм/48
Противоминная батарея 12 114,5 мм/40 22 130 мм/50 14 152 мм/42
Зенитная батарея 8 .303 пулемётов 12 76-мм орудий 4 76-мм орудий
Главный пояс 305 мм 305 мм 254 мм
Верхний пояс 127...178 мм 130 мм 76 мм
Броня оконечностей 152 мм 130 мм 76 мм
Общая толщина переборок 40 мм 60 мм 45 мм
Глубина ПТЗ на борт 3,8 м 4,15 м 3,7 м
Броня палубы 25,4...65,3 мм 30...75 мм 25...80 мм
Тип ЭУ Паровые машины Паровые турбины Паровые турбины
Топливо Уголь Уголь Нефть
Мощность ЭУ 38 000 л.с. 50 000 л.с. 93 250 л.с.
Скорость 22,24 уз 23,53 уз 28 уз
Дальность 6500 миль 5076 миль 8000 миль
Цена, руб 5,291 млн 7,578 млн 5,845 млн

Следует отметить, что "Ройял Уорлока" сложно сравнивать в том плане, что "схожих" ему кораблей почти нет. Он стал образцом нового линкора для мира, ознаменовал собой переход от типичных четырёхбашенных дредноутов водоизмещением 18...20 тысяч тонн к принципиально новому типу корабля - быстрому и мощному, фактически, проломив стену консерватизма. Корабли, создававшиеся под его влиянием, были уже в достаточной степени мощнее него, и вставлять их в сравнение было бы несправедливо.

В сравнение с "Уорлоком" попали два принципиально разных корабля. Борейский "Генерал-адмирал Андрей Шабанов" создавался для операций вблизи собственных территориальных вод, поэтому конструкторы пожертвовали скоростью и дальностью в пользу бронирования. Бореец был оптимизирован для боя на ближних дистанциях - и он, в целом, слабо уязвим для королевских орудий на почти всех курсовых углах. В то же время, и "Ройял Уорлок" будет для него не самой простой целью. Вполне вероятно, что бой между этими двумя дредноутами закончился бы ничьёй.

"Хакуро" же является линейным крейсером, поэтому на его стороне важное преимущество в скорости - а значит, он сможет вести бой с "Уорлоком" на своих условиях, настигать его либо вовремя уходить. В то же время, несмотря на свой класс, он обладает приличной бронезащитой и часто классифицируется как "быстрый линкор". За поясом толщиной 10 дюймов идёт 80-миллиметровая палуба. На курсовом угле 60 градусов Хакуро уязвим для королевского дредноута лишь с очень близких дистанций, на которые у "Уорлока" вряд ли получится выйти. С другой стороны, "Хакуро" обладает очень слабой защитой оконечностей - даже против хреновой пушки Mark I. Поэтому существует вероятность, что в бою синпангский корабль будет замедлён за счёт уничтожения носа, и тогда "Уорлок", вне всякого сомнения", сможет его уничтожить - пусть и с трудностями.