ФЭНДОМ

Линейные корабли типа «Рената фон Браун» (Renatha von Braun-Klasse) - серия из трёх кораблей, первые линкоры-дредноуты Норланда. Отличались от других дредноутов более мощным вооружением, состоящим из 356-миллиметровых орудий (против 305 у типичного линкора тех времён), в результате чего по весу залпа уделывал едва ли не все корабли на момент спуска на воду. В дизайне прослеживается влияние линкора "Миюги" союзника Норланда.

Тем не менее, линкор страдал от недостатков, вызванных стремлением вместить на нём мощные орудия и придать ему вменяемую скорость. Нетрудно догадаться, что на нём пострадало бронирование. Норландским конструкторам пришлось задействовать схему "всё или ничего", защитив мощным поясом толщиной 381 миллиметр только цитадель. Оконечности почти не бронировались. Противоторпедная защита состояла лишь из переборок.

История Править

Предпосылки к созданию Править

История проектирования и создания этих дредноутов очень сильно схожа с историей создания синпангских дредноутов типа «Миюги», с той лишь разницей, что Синпанг уже имел опыт создания подобных кораблей (в строю находилось три дредноута). Норланду же приходилось проектировать свой линкор фактически наощупь, экспериментируя. Так как по количеству выпускаемых кораблей верфи Норланда никак не могли сравниться с аналогичным параметром у верфей Королевства, суровому северному государству пришлось, как и в случае с «Виндлингером», "объединять два корабля в один". Норландская доктрина для противодействия флоту Королевства предполагала создание кораблей, превосходящих королевские по мощи и качеству. Поэтому для корабля сразу же без раздумий были выбраны 356-мм орудия (конструкторы из конкурирующих держав к тому времени ещё не освоились даже с 343-мм пушками). Ситуация усугубилась тем, что это орудие даже не было ещё спроектировано, но Оберкоммандо дер Рейхсмарине это не остановило. В 2022 году государство оформило заказ одновременно на разработку корабля, башенной установки с орудием калибром 356 мм с длиной ствола 45 калибров и на само орудие.

Проектирование Править

Aquote1.png Мы допустили критическую ошибку, пытаясь защитить корабль от всех орудий "на века" наиболее толстой бронёй. Да, его пояс не пробивался в обе мировые войны, но нам от этого было не легче.
Aquote2.png

Естественно, что такой заказ очень сильно ударил по скорости проектирования. Создавать корабль под несуществующее орудие с несуществующей орудийной установкой было очень сложно. Ситуация дополнительно усугублялась тем, что над кораблём одновременно работало три разных конструкторских бюро, и синхронизировать их работу было достаточно трудно. Ситуацию спасал главный конструктор Адольф Кеппель, который делал всё для того, чтобы сделать проектирование корабля максимально эффективным - в частности, мотался по конструкторским бюро, делал копии чертежей и развозил их по остальным КБ. Но самым главным его достижением был визит вместе с дипломатической миссией в Синпанг, где он смог получить информацию о строящемся типе дредноутов «Миюги». Кеппель был впечатлён выбором линейно-возвышенной схемы. По возвращению в Норланд в проекте дредноута он решил полностью отказаться и от бортовых башен (как у HMS Thunderchild), и от башен, которые должны были быть расположены по диагонали. В результате линкор получил пять орудийных башен, расположенных в диаметральной плоскости, причём на «Ренате фон Браун», как и на «Миюги», имелась одна башня, расположенная по центру (между дымовыми трубами). Ещё по две башни были расположены на носу и на корме и имели возможность стрелять одна поверх другой.

Уже во время проектирования, когда корабль был почти готов, в конце ноября 2023 года в его разработку вмешалось Оберкоммандо дер Рейхсмарине. Отто Цоллинген ограничил полное водоизмещение корабля 35 тысячами тонн. Текущий проект, с полным водоизмещением 38 500 тонн, казался ему слишком затратным и сложным в производстве, в то время как дредноуты Норланду требовалось вот прям сейчас. Кроме того, к такому решению его толкнули результаты битвы за Беардед. Несмотря на то, что флот Норланда понёс серьёзные потери как от артиллерийского огня, так и от торпед, адмирал приказал сконцентрироваться на противоснарядной защите и порезать противоторпедную. С корабля исчезли були, а толщина и длина противоторпедных переборок сильно пострадала. Однако в необходимое водоизмещение вместили аж пятнадцатидюймовую (381 миллиметр) броню, прикрывавшую барбеты и цитадель корабля. Почему "аж пятнадцатидюймовую"? Потому что со стандартного орудия Королевства калибром 305 миллиметров с длиной ствола 50 калибров такой пояс пробивался лишь с расстояния 6370 метров, и то - при входе снаряда перепендикулярно броне. В итоге пояс «Ренаты фон Браун» смогли пробивать лишь сверхдредноуты времён Второй Великой (и то не все). Во время же Первой Великой её броня была просто непробиваемой для всех типов орудий противника.

Так или иначе, проектирование было закончено к началу 2023 года и в январе проект нового корабля был сдан.

Постройка Править

Неизвестно, кому именно в голову первой пришла мысль назвать головной корабль (и, соответственно, весь тип) именем лидера Норланда Ренаты фон Браун. Суть в том, что данную идею в морском ведомстве подхватили все, включая Цоллингена. Возможно, это была попытка лести с целью заполучить влияние над фрау фон Браун. Она пыталась заставить Оберкоммандо переименовать корабль, опасаясь нежелательного пропагандистского эффекта в случае его потопления, предложила несколько альтернативных названий, но так и не смогла убедить Цоллингена переименовать корабли. В итоге два дердноута из трёх получили невообразимо громкие названия, что было в принципе недопустимо (представьте себе норландца, который слышит сводку по радио, в которой говорится о том, что «Норланд» утонул, мда).

Все три корабля были заказаны в середине января 2023 года и были заложены в сухих доках №5, №6 и №7 верфи Aushavenwerft, которые были расширены специально для строительства новых дредноутов. К слову, на верфи в доках №1-№4 параллельно строились "линейные броненосцы" типа «Виндлингер». Незадолго до начала Первой Великой войны в конце июня 2024 года на верфь поступил приказ "сконцентрироваться на наиболее готовом корабле и спустить его на воду как можно скорее". Первой на воду была спущена «Рената фон Браун», за ней последовал «Беовульф». Строительство «Норланда» затянулось из-за налёта на верфь дирижаблей Королевства, которые сброисили на неё почти 1000 тонн бомб, серьёзно повредив доки №6 и №7 и вызвав пожар на верфи, который не могли ликвидировать в течение трёх дней. «Норланд» был спущен на воду лишь в 2025 году.

Список кораблей Править

Название Дата закладки Спуск на воду Введён в строй
NMS Renatha von Braun 14 января 2023 г. 11 августа 2024 г. 9 марта 2026 г.
NMS Norland 14 января 2023 г. 28 августа 2024 г. 10 апреля 2026 г.
NMS Beowulf 14 января 2023 г. 9 октября 2025 г. 12 мая 2027 г.

Конструкция Править

Корпус Править

Длина корабля по конструктивной ватерлинии составляла 181,2 метра, полная длина - 184 метра. Максимальная ширина корпуса - 32 метра. Отношение длины к ширине - Конструктивная осадка - 10,1 метр, при полной загрузке она достигала величины 10,53 метра. Нормальное водоизмещение - 32 382 тонны, полное - 34 127 тонн. Средняя высота надводного борта составляет 7,19 метров, минимальная - 6,5. Нос корабля инверсный, с завалом 17 градусов. Подводная часть выступает вперёд на 2,9 метра.

Бронирование Править

В отличие от своего фактического предшественника - линкора типа «Виндлингер» - линкоры типа «Рената фон Браун» имели бронирование ака "всё или ничего", в котором наибольшее внимание уделялось бронированию наиболее уязвимых частей. В результате этого, как уже говорилось выше, пояс толщиной 381 миллиметр был по факту непробиваем во время Первой Великой войны и редко пробиваем во время Второй Великой, но корабли этого типа сильно страдали от слабого бронирования оконечностей. Попадание торпеды в нос или в корму гарантированно замедляло корабль и заставляло его набирать большое количество воды. С другой стороны, линкоры этого типа за счёт своих мощных орудий рассчитывались на ведение боя на больших расстояниях, где подобная система бронирования была как раз кстати. Опять-таки, в отличие от «Виндлингеров», которые строились для того, чтобы быть лидерами в эскадрах броненосцев (то есть подвергаться как обстрелу на сравнительно небольших дистанциях, так и торпедным атакам), норландские дредноуты должны были вести огонь на расстоянии 20-25 морских миль и действовать с прикрытием крейсеров и эсминцев, что по сути нивелировало недостаток в противоторпедной защите, пока своё слово в межвоенном периоде не сказали авианосцы. В итоге во время Второй Великой атаки авиации оказались губительными для всех линкоров с плохой ПТЗ, даже если они были хорошо защищены от атак с воздуха. К чести конструкторов, когда «Рената фон Браун» проектировалась, ни о каких атаках авианосцев не могло быть и речи - они были крайне немногочисленны и исполняли совсем другие функции, в то время как основной ударной силой считались линкоры. Уже после войны страны мира начнут развивать доктрины взаимодействия авианосцев и линкоров.

Теперь следует поговорить об защите линкоров этого типа более конкретно. Для противодействия торпедам корабли имели двойное днище, заполненное углём (ширина между стенками - 2-2,5 метра) и противоторпедные переборки толщиной 127 миллиметров, закрывавшие большую часть цитадели и немного выходившие за её пределы. Глубина противоторпедной защиты - четыре метра с каждого борта (ширина между переборками - 24 метра).

Гораздо более мощным было противоснарядное бронирование. Массивный броневой пояс толщиной 381 миллиметр и длиной 111 метров полностью прикрывал цитадель корабля и на треть уходил под воду, обеспечивая дополнительную защиту от торпед. Пояс был сплошной, хотя на этапе проектировки была идея создать разнесённое бронирование, но её отклонили. Вес поясов составлял 3214 тонн (по сведениям из других источников - 3226 тонн). Пояс был расположен под углом 5 градусов относительно нормали.

Палуба была бронирована двумя слоями брони толщиной 38 миллиметров каждый. Толщина брони палубы на протяжении всего корабля оставалась неизменной. Рубка бронировалась 305-миллиметровой защитой.

Общий вес брони составлял 9 896 тонн.

Силовая установка Править

Четыре паровых ТЗА общей мощностью 83 280 лошадиных сил. Каждая пара турбин работала на свой вал (всего два винта). Пар для них вырабатывали 16 водотрубных котлов, которые имели смешанное питание. Одним из важных нововведений в корабле было использование механических редукторов для передачи момента на винты, что позволило значительно увеличить срок службы валов (тут важно прояснить, что валы машин при больших нагрузках могут под влиянием деформации кручения могут согнуться; при использовании пары редукторов крутящий момент сначала уменьшался за счёт увеличения скорости вращения промежуточного вала, а затем редуктором непосредственно возле винта он снова увеличивался, подаваясь на винт в неизменном виде). Такое решение позволило значительно укоротить первичный и вторичный валы, уменьшив нагрузки, которые они воспринимали. В свою очередь такое решение позволило использовать два винта вместо трёх-четырёх, что, впрочем, было очень спорным конструкторским ходом.

Такая силовая установка при полной мощности могла разогнать корабль до скорости 26 узлов на тихой воде. Экономичный ход составлял 11,5 узлов (турбины в это время развивали мощность всего около 4500 лошадиных сил). Полного запаса топлива (3950 тонн, из них 75% - уголь) хватало на то, чтобы пройти экономичным ходом 7200 морских миль.

Вооружение Править

Главный калибр составляли 10 орудий калибром 356 миллиметров, размещённые в пяти башнях. Длина ствола орудия достигала 45 калибров (16 метров). Орудия вели огонь снарядами весом 630 килограммов. Максимальная дальность стрельбы - 25 морских миль. Боекомплект орудия составлял 125 снарядов на ствол (итого весь боекомплект составлял почти 790 тонн снарядов). Все орудийные башни были размещены в диаметральной плоскости и имели отличные углы обстрела (в пределах 20...160 градусов относительно носа корабля), что вкупе придавало линкору невероятную для своего времени огневую мощь и высокую боевую эффективность.

Вторичный калибр корабля составляли 28 орудий калибром 152 миллиметра с длиной ствола 45 калибров. 16 из них распологались в казематах под главной палубой корабля, 12 - в казематах в надстройке. Все орудия имели боекомплект 250 снарядов на ствол.

Зенитное вооружение состояло из 8 (в четырёх двуствольных установках) универсальных орудий калибром 128 миллиметров, двух 105-миллиметровых и 76-миллиметровых орудий. Все они (за исключением 76-мм установок) располагались ниже главной палубы, на уровне казематных орудий. 76-миллиметровые орудия располагались на надстройке корабля.

Боевые корабли ВМС Норланда в 2020—2030 годах
Линейные корабли тип «Виндлингер»тип «Рената фон Браун»тип «Ляйнинген»
Броненосцы тип «Брехенсайн»тип «Тандернау»тип «Кифер»тип «Бейерляйн»
Линейные крейсера тип «Цоллинген»тип «Краутхайм»
Броненосные и тяжёлые крейсера тип «Адмирал Вальдшмидт»тип «Аусхафен»тип «Реденбург»тип «Элленбург»
Крейсера-скауты и лёгкие крейсера
Авианосцы и гидроавианосцы
Лидеры эсминцев
Эсминцы тип «Z24»
Миноносцы тип «Sch. T. B. 19»тип «Sch. T. B. 22»
Подводные лодки тип «V-I»тип «V-II»тип «V-IV»тип «V-VII»
Шлюпы тип «Блюмэ»тип «Росарот»
Патрульные корабли
Тральщики
Канонёрские лодки
Торпедные катера
Сторожевые катера
Десантные корабли