ФЭНДОМ

Aquote1.png Se Crawa Wille Cȳþe
The Crow Will Tell
Ворона скажет
Девиз Кроухерда
Aquote2.png

Crowheard flag rendered

Королевство Кроухерд (кр. Кравахирден Риче) - монархическое государство, находившееся в западной части континента Урания. Одно из самых ранних и быстро сформировавшихся политических образований Арезисты - зачатки государственности появились около 3 года, в 9 году уже имело примитивный административный аппарат феодального типа.

Форма правления - абсолютная монархия. Опорой власти в Кроухерде являлась прослойка знати - в первую очередь, богатых землевладельцев эрддрихтенов (кр. Earddrihten "Владетель земли") и наиболее влиятельных полководцев свеордборов (кр. Sweordbora "Носитель меча"). Монарх Кроухерда именовался кюнингом (кр. Cyning "Король") и объединял в своих руках одновременно законодательную и исполнительную власти. При кюнинге существовал совет, от имени которого говорил раэдбора (кр. Raedbora "Советник").

Во время наибольшей экспансии Кроухерд покрывал территорию более трети современной континентальной части Королевства и имел население более 18 миллионов человек. Сильный на первый взгляд, он имел огромный букет внутренних проблем и был мягок, как губка, поэтому был быстро уничтожен превосходящей силой Гэрлоу и включён в состав Королевства объединённых провинций.

История Править

Ядро будущего Кроухерда сформировалось в городе Хафелачестере. Хафелачестер находился в очень хорошем месте на пересечении нескольких торговых путей, на чём совершенно спокойно и наживался - торговал сам, взимал мыто с проходящих торговых караванов, производил кой-какие товары и оттого достаточно быстро рос. Городом управлял городской совет, изначально набираемый в лучших традициях влажных идей Лотара фон де Виллема - из максимально способных людей - но с появлением в поселении влиятельных торговцев и магнатов совет из народного превратился в олигархический. Постоянных членов было пятьдесят, вопросы решались коллективно большинством в минимум 30 голосов. Совет не имел главного и был очень обезличенным, при этом его влияние и авторитет распространялись не только на город, но и по цепочке на близлежащие территории, включая другие поселения, торговавшие с ним - Тревитик, Моургейд и Бербидж. Первый созыв совета произошёл в третьем или четвёртом году от в.п. - мнения историков на этот счёт расходится (большинство склоняется к тому, что это произошло в 3 году). Этот год считается точкой отсчёта кроухердской государственности.

Вполне очевидно, что этот совет с привкусом коммунизма не устраивал олигархическую верхушку и в нём началась борьба за власть. Этому способствовали как имеющийся там вакуум в лице отсутствующего главы, так и банальная человеческая жадность. Тем не менее, установить единоличную власть в Хафелачестере никому не удалось. Чтобы взять контроль над этим собранием, нужна была коалиция, а чтобы её сформировать, нужна была реальная объединяющая сила. Если читатель ожидает, что сейчас я скажу, что все в совете были тупыми, кроме одного умника, эту коалицию догадавшегося сформировать, то он неправ и прав одновременно.

Действительно, осознав всю безысходность попыток перегрызть друг другу глотки в бескровном сражении "пятьдесят человек, каждый сам за себя", аристократия Хафелачестера отступила, затихла и принялась пытаться сбиться в группки. Проблема в том, что она к тому моменту сама увязла во внутренних междоусобицах, была полностью пронизана недоверием и нежеланием сплотиться и работать вместе. Коалиции получались ну очень так себе, объединяющими от силы три-четыре человека. На фоне этого группа, созданная местным священником Медраутом Пенгалионом с помощью религиозных верований и идей, оказалась по-настоящему доминантной силой. Причём, благодаря самопальной религии собственного производства, ему удалось добиться поддержки народной - что было ключевым фактором стороне Пенгалиона. Последнее собрание совета Хафелачестера произошло в августе 8 года, когда решения совета уже по факту ни на что не влияли - население попросту не воспринимало его как правительство, ведь на фоне амбициозной программы развития города, продвигаемой сторонниками аристократа-священника, остальная часть городской знати выглядели недальновидными пустомелями без какого-либо внятного видения будущего города. Как итог, в конце августа Пенгалион провозглашает о роспуске совета и о создании принципиально новой вертикали власти. 22 сентября 8 года он был провозглашён кюнингом Хафелачестера как Медраут I Пенгалион. На следующий день город был переименован в Кравачестер (буквально, "Город вороны"). Верование Гелеафа, созданное королём-священником, было закреплено как государственная религия.

По приходу к власти Медраут I сразу же раздал ключевые посты в правительстве своим друзьям. Первым (и последним) раэдбора стал самый верный сподвижник Пенгалиона Мёрдок Паркер-Смит. Города, которые были добровольно-принудительным образом включены в состав нового королевства (то есть которые признали ведущую позицию бывшего Хафелачестера), были аналогичным образом переданы новой кравачестерской верхушке.

Установление в некогда вольном торговом городе монархического государства не то чтобы понравилось соседствующим странам, которые потеряли такой важный перевалочный пункт, как Хафелачестер. Наиболее сильный удар прошёлся по отношениям Кроухерда и держав Вест-Сайда на востоке. В то же время, северные протогосударственные образования (будущий Сеффорс), которых хафелачестерское мыто на провоз товаров било по карману, наоборот, обрадовались смене власти и поддержали монархию. В знак благодарности Медраут I отменил сборы с провоза всех товаров, шедших в или из северных земель, взамен для компенсации расходов увеличив мыто для всех остальных (что не возымело должного эффекта, так как торговцы очень быстро смекнули и начали работать через подставных сеффорсовцев).

Наибольший же успех ожидал Медраута I в отношении соседствующих государств, говорящих на том же языке (называвшемся кр. urecwide - то есть, дословно, "наше наречие", уреквиде). Став перед фактом образования на востоке современного Кроухерда мощного центра (как экономического, так и культурно-религиозного), прото- и государственные образования западной части собрали собственный совет, чтобы решить свою судьбу. Первоначально обсуждался вопрос о создать собственного королевства по схожему, но принципиально иному принципу - предлагалось сформировать федеративное государство с ограниченной монархией, но такое предложение было отклонено ведущим государством запада - республикой Тимберленд. Взамен тимберлендское правительство вынесло проект о создании республики (федеративной либо унитарной) с равенством гэрлоусского и кроухердского населения, но это было неприемлемым компромиссом уже для уреквидоговорящих. В итоге Тимберленд отказался от участия в проекте объединения западных государственных образований и провозгласил независимый вооружённый нейтралитет. Оставшиеся государства, раздробленные и слабые, вновь вернулись к идее формирования федеративного королевства под названием Уэстэард (кр. westeard "Западная земля"), и им даже удалось найти общие позиции для переговоров. Пока кюнинг Кравачестера не направил в Уэстэард вести о том, что готов включить тех в состав своего королевства на чуть более, чем благоприятных условиях - признание "как своих", сохранение (в общих чертах) местных привилегий, прослойки знати, устоев общества и тому подобное. На этот запрос незамедлительно откликнулся город Кэмбон, покинувший совет и вошедший в состав Кравачестерского королевства. Понимая, что силы гипотетического Уэстэарда тают на глазах, остальные земли тоже согласились войти в состав королевства. Таким образом, к концу 9 года от В.П. в центре современного Королевства появилось достаточно крупное монархическое государство.

Король Медраут I преподнёс этот успех как триумф своей веры, чем только ещё сильнее поднял её авторитет в глазах собственного народа. В честь такого значимого события он назвал своё королевство Кравахирденом (кр. Se Crawa Hierde "Ворона услышана"), что позже будет скалькировано в гэрлоусском языке как The Crow is Heard и превратится в гораздо более распространённое на данный момент название - Кроухерд или Кроухёрд.

Но обещание принятия западных городов и земель в свой состав на равных и при этом с сохранением привилегий вышло Медрауту боком. Камнем преткновения между новыми и старыми землями Кравахирдена стала система налогообложения. Проблема в том, что "оригинальные" территории платили налоги непосредственно королевскому правительству в обход местных князей, а им (князьям) выплачивалась фиксированная плата в зависимости от титула и размера надела. Новые земли же вошли в состав королевства на условиях того, что налоги с них будут идти в местную казну - сиречь напрямую собственным феодалам. Первоначально нареканий такая система не вызывала, но противоречия между землевладельцами вскоре начали нарастать, когда стало совершенно ясно, что "новая" знать получает значительно большие деньги с одной условной единицы площади, чем "старая". Возникла необходимость в реформировании административно-налоговой системы.

В двенадцатом году король Медраут I утвердил новый принцип администрирования королевства, который получил название "закон четырёх" (кр. Riht of Feower), которому суждено было стать основным принципом землевладения Кравахирдена до самого конца своего существования. Подробнее речь об этом законе пойдёт ниже, но для понимания истории королевства приведём основной тезис: в королевстве было установлено четыре типа землевладения: прямой релятивный, прямой нерелятивный; непрямой релятивный и непрямой нерелятивный. Каждый надел-феод был отнесён к определённому типу, и пересмотр типов должен был происходить каждые два года. Такая административная система позволила очень гибко регулировать налоговые поступления и в то же время эффективно содействовать развитию. Знать новой системой осталась, в целом, довольна и противоречия, пусть и не были полностью искоренены, поутихли.

Тем не менее, королевство Кроухерд хоть и было развитым для раннего периода истории, всё же начало сдавать свои позиции. Виной тому было слабое развитие промышленности, которое тормозилось государством, наглухо застрявшем в феодализме. Импорт промышленных товаров из других стран был в разы дешевле, чем развитие собственных предприятий. Когда же Арезиста потихоньку вступила в индустриальную эпоху и над Гэрлоу с государствами Вест-Сайда уже вздымались дымы из фабричных труб, Кроухерд оставался исключительно аграрным государством, экспортирующим зерно, алкоголь и промышленное сырьё и полностью зависящее от импорта. Основным торговым партнёром Кравахирдена было королевство Гэрлоу на юге, которое выполняло свои торговые обязательства очень неохотно и часто не в полной мере. Государства на востоке Кроухерд недолюбливали и торговать столь необходимыми для королевства военными товарами - оружием, патронами и артиллерией - не желали. Сеффорс на севере находился в примерно таком же состоянии, как и герой нашей статьи. Кроухерду приходилось импортировать товары также и из-за океана по баснословным ценам, что, тем не менее, поспособствовало развитию местного флота, как торгового, так и военного.

В 25 году король Гэрлоу Паббст Вайатт IV Кэйлогренант, до этого уверенно проводивший акции по фокусировке власти в стране в своих руках и ликвидации политических противников, объявил короля Медраута I Пенгалиона нелегитимным правителем. Вайатт аппелировал к тому, что Гэрлоу является доминантной силой в регионе и что Кроухерд является полностью зависимым от Гэрлоу сырьевым придатком. Опираясь на эти факты, король Гэрлоу потребовал от Кроухерда согласия на аннексию в течение 48 часов, подкрепив своё требование ультиматумом: в случае отказа у Гэрлоу не будет выхода, кроме как объявить королевству войну. Медраут I отказался и отдал приказ своей армии о начале военных действий. Но шансов у Кроухерда не было.

29 мая 26 года от в.п. король Медраут I Пенгалион подписал акт о капитуляции и аннексии королевства Кравахирден, которое отныне являлось провинцией Кроухерд в составе королевства Гэрлоу.

Описание Править

Государственный строй Править

Кроухерд - совершенно типичная для раннеарезистского периода абсолютная монархия, сформировавшаяся на базе влиятельного круга лиц. Главой государства в Кроухерде являлся король, который являлся главой одновременно двух ветвей власти - законодательной и исполнительной. Полномочия короля были традиционно для этого государственного строя очень широкими - будучи единоличным правителем, он мог издавать, принимать и отменять законы, назначать и снимать с должностей любых министров, объявлять войны и тому подобное. При короле существовал консультативный парламент - Гемот (кр. Gemot), в состав которого входили наиболее влиятельные представители знати. Парламент не имел каких-либо полномочий, кроме составления для короля отчётов и предложений. Глава Гемота именовался раэдбора и исполнял обязанности личного советника монарха. Историки Арезисты сходятся во мнениях, что на протяжении всего существования Кроухерда личность монарха была не столь "яркой", как других государствах, и по факту королевством управляло сразу несколько человек - в основном, друзья Медраута I. Поэтому, если рассматривать роль парламента королевства с исторической перспективы, можно уверенно говорить о том, что несмотря на свою консультативность, его мнение имело большое влияние на короля.

Конституции в Кроухерде не существовало - она так и осталась в проектах вплоть до прекращения существования государства. Страна жила по трём основным законам, принятым в двенадцатом году:

  • Riht of Anweald (кр. "Закон власти") - наиболее близкий к конституции документ, определявший полномочия короля, раэдбора, министров и землевладельцев.
  • Riht of Feower (кр. "Закон чытерёх") - закон, установивший в стране "четверную" административную систему. Определял административное устройство страны.
  • Riht of Geard (кр. "Судебник") - устанавливал и систематизировал нормы права королевства.

Административно-налоговая система Править

Основной административной единицей был дэл (кр. Dael "Часть"). "Рихт оф Феовер", принятый в 12 году от В.П., разделил королевство на 28 дэлов (чтобы читателю было понятнее, это, по сути, тот же самый феод, земельный надел). Дэлом управлял назначаемый королём из числа местной знати эгсадэл (кр. Egsadael "Владетель части"). Каждому дэлу соответственно закону присваивался один из четырёх типов:

"Четверная система"
Релятивный Нерелятивный
Прямой Anfeald Gaeld Dael Anfeald Iðogaeld Dael
Непрямой Iðoanfeald Gaeld Dael Iðoanfeald Iðogaeld Dael

Суть системы в том, что таким образом каждый дэл типифицировался сразу по двум признакам: по размеру и направлению налоговых поступлений. Релятивность определяла, зависит ли налог от общего дохода с земельного надела (релятивная система, кр. Gaeld) или от размера этого самого надела (нерелятивная система, кр. Iðogaeld). В то же время налоги прямого (кр. Anfeald) дэла шли сразу же в королевскую казну, а непрямого (кр. Iðoanfeald) - в казну местную, то есть эгсадэлу. Размеры налоговых отчислений были закреплены там же, в "Рихт оф Феовер": одна пятидесятая часть со всех доходов либо 6 шеттов с гектара земли (ровно 1554 шетта с каждой квадратной мили). Рассчитаны эти цифры были с учётом производительности сельскохозяйственных полей, где производительность одного гектара была взята как три тонны пшеницы в год - доход с этого гектара примерно равнялся трёмстам шеттам. Такая система позволяла регулировать налоги с провинции в зависимости от её процветания (или непроцветания) и разрабатывать и внедрять годовой бюджет без крупного и неповоротливого бюрократического аппарата, высчитывающего индивидуальную налоговую ставку для каждого дэла. С провинций со слабым производством обычно взимался релятивный налог (особенно если её доходность не позволяла справиться с налогом в 6 шеттов на гектар), а с развитых провинций - фиксированный, нерелятивный, что оставляло больше денег для местного развития.

Дэлы не делились на более мелкие единицы, в отличие от множества других государств. Все населённые пункты подчинялись непосредственно эгсадэлу. Дэлов в прямой государственной власти не было.

Знать Править

Представители знати в Кроухерде именовались общим словом эорлскипе (кр. Eorlscipe). В отличие от Гэрлоу, в королевстве не было столь разветвлённой или многоуровневой системы титулов, поскольку институт дворянства здесь не насаждался государством столь активно, да и Медраут I опасался привнести в своё общество раскол. Знатный статус человека определялся пожалованием ему титула этелинга (кр. Æþeling). Получение титула этелинга означало, что с этого момента человек считается дворянином, а значит, автоматически становится участником совета, может получить статус рэдборы либо в случае особой удачи - свой собственный дэл (история знает несколько случаев смещения прежних владельцев дэлов по разным причинам). Помимо этого, статус этелинга означал, что отныне этот человек автоматически является офицером в армии либо на флоте, что открывало перспективы для карьерного роста.

К концу второго десятилетия (10-е годы) система дворянства в Кроухерде потребовала реформирования. Титул этелинга был ценным, в то же время его получение не гарантировало каких-либо реальных повышений в статусе (кроме уже упомянутого произведения в офицеры), а шанс получить один из 28 дэлов для более 500 этелингов был мизерным. Таким образом, этот титул стал в глазах народа чем-то вроде не самой полезной побрякушки. В то же время, армия и флот испытывали острый недостаток офицеров, в которые запрещалось производить без дворянского статуса.

В итоге сформировалась необходимость в создании двухуровневого дворянства: мелкого - для пополнения штата офицеров и дополнительно административных должностей и крупного - для участия в совете и владения дэу. В 21 году указом короля был введён новый титул - фреолинг (кр. Freoling). В него были произведены все этелинги, не имевшие дэу или звания выше полковника. Такое радикальное решение вызвало волну дворянских волнений, и в итоге вылилось в несколько небольших восстаний, которые, впрочем, были быстро подавлены силами армии. За весь 21 год в фреолинги было произведено почти 7000 человек, которые значительно "оздоровили" бюрократический аппарат и несколько повысили общую эффективность вооружённых сил. Двухуровневая система дворянства существовала вплоть до падения королевства.

Дэлы Кроухерда Править

Кроухерд был разделён на 28 дэлов, тип которых согласно "Рихт оф Феовер" менялся каждые два года.

Список дэлов Круохерда
Название Транскрипция Значение Главный город Эгсадэл
1 Hafeland Хафеланд Главная земля Кравачестер Мёрдок Паркер-Смит
2 Easteard Эстэрд Восточная земля Квеорндун Динсмор Родуэлл
3 Pinstowe Пинстов Сосновое место Меолхвит Даллас Грэвенор
4 Réoneāc Реонэак Шепчущий дуб Свеартдун Эдвин Мэддакс
5 Lēahmar Лэахмар Озеро у леса Бриджкотт Кэйрю Хиндестейн
6 Haligsted Халигстед Святое место Мэдведэйл Оувэйн Симарк
7 Dēopwæter Дэопвэтер Глубокая вода Портхам Динсмор Дай
8 Middangeard Миддангеард Средняя земля Тревитик Эйрелл Кэнвин
9 Stānsted Станстед Каменное место Корбеттинг Юлиан Корбетт
10 Windenland Винденланд Земля ветров Кальдфильд Конуэй Хенгесдон
11 Casteland Кастеланд Земля укреплений Туннесс Дрюс Кэйрю
12 Wēnsted Вэнстед Место надежд Вэнстер Брайан Требилкок
13 Freólsdom Фреольсдом Свобода Иммеринг Артэн Иммер
14 Nīwested Нивестед Новое место Твайте Каттэл Мэддокс
15 Deorcland Дэоркланд Тёмная земля Блэквич Мефин Риэс
16 Sunnelēoht Зуннелэохт Солнечный свет Монавик Маэл-Сенелл Слип
17 Éastæð Эастэз Берег реки Кравамут Сэйссил Бэддо
18 Gamoleard Гамолэард Древняя земля Эаствич Ливарх Барбидж
19 Mǣrosteard Мэростэард Величайшая земля Годстед Бевин Полинг
20 Ceawanland Кеаванланд Нижние земли Мэдкстон Мерлин Скарлок
21 Grēneard Грэнэард Зелёная земля Бербидж Айрелл Нарамор
22 Fanasted Фанастед Место флага Моургейд Киневальд Тэббот
23 Cederfyrhþ Чедерфюрхт Кедровый лес Кэмбон Мередит Видикунд
24 Regnboga Регнбога Радуга Мэтекетт Мэддок Мойл
25 Snáwaland Снаваланд Земля метели Павич Карни Ллевис
26 Iserneard Изернэард Земля железа Дакот Динсмор Калберт
27 Beowulfeard Беовульфэард Земля пчелиного волка Эафтвич Триффин Нарамор
28 Brimlād Бримлад Морской путь Лангдэн Брайан Вульф

Интересные факты Править

  • Маэл Маэдок Беннингфилд, ведущее лицо в продвижении религии Кроухерда - Гелеафы - и один из основных сподвижников Медраута Пенгалиона, с началом войны с Гэрлоу перешёл на его сторону. Позже он стал первым кроухердцем, получившим титул герцога в Гэрлоу, и долгое время являлся одним из главных представителей Кроухерда в Парламенте. Свой поступок он объяснял тем, что спасти королевство было уже невозможно - а инкорпорирование с Гэрлоу будет в разы выгоднее, чем попытки сохранить шаткую независимость. Отношение к Маэлу Маэдоку в Кроухерде очень неоднозначно: он единогласно признаётся как один из "отцов" государстенности, и в то же время его имя является нарицательным по отношению к предателям.
  • После аннексии Кравахирдена и образования Королевства Объединённых провинций в теперь уже Кроухерде начался процесс "гэрлоуизации", в ходе которого большая часть топонимов были скалькированы языком Гэрлоу, например. Ярчайшим примером является уже приведённое в статье переименование Кравахирдена в Кроухерд. Другие примеры: Эстэрд стал Истлендом, Лэахмар → Вудлэйком, Дэопвэтер → Дипуотером, Чедерфюрхт → Сидервудом и так далее. Некоторые топонимы, однако, остались по причине "неблагозвучного" звучания на гэрлоусском, например "Фанастед" (в разы лучше, чем "Баннерплейс"). Такие топонимы, однако, тоже гэрлоуизировались - но в основном за счёт произношения: Фанастед → Фенестид, Пинстов → Пайнстоу. Наконец, самым редким был "промежуточный" вариант, когда переводилась лишь часть слова: Халигстед → Хоулистид (Halig заменено на Holy, но слово stead осталось неизменным, если не брать в расчёт произношение), Нивэестед → Ньюстид.
  • В послевоенные планы Норланда на Первую и Вторую Великую войны входило создание квазинезависимого Кроухерда. Во время Первой Великой войны, когда сепаратные настроения всё ещё были сильны, Норланд вместе с Империей активно спонсировали их, поставляя революционерам оружие и снаряжение. После победы над Королевством предполагалось восстановить Кравахирден на северной восточной части его исторической территории (и вернуть Медраута I на престол), на оставшихся же территориях, говорящих на уреквиде, было бы сформировано государство Уэстэард. Кроухерд стал бы сателлитом Норланда, а Уэстэард - Империи. Во время Второй Великой войны планы были скорректированы: Кроухерд восстановить полностью как рейхскомиссариат Крэеланд (норл. Kräheland - "земля вороны") и начать политику норландизации (по сути своей аналогичной гэрлоуизации - насаждение норландского языка, калькирование топонимов либо создание новых - например, имелись планы на переименование города Тревитик в Виттенберг или Виттенбергштадт в честь Ульриха фон Виттенберга).
  • Имя короля Медраута I Пенгалиона носит один из линкоров типа "Ройял Уорлок", HMS Medraught.