ФЭНДОМ

New arezistaМинистерство Информационной Безопасности предупреждает!
Именем Катарины Вернетт! Статья «Конфликт в Беардеде» была написана до «перезапуска» лора Арезисты 29 января 2018 года. Это означает, что в статье присутствует старая хронология (ведущая отсчёт от 2013 года), и хоть она в общих чертах может соответствовать канону, статья объявляется устаревшей. Читайте на свой страх и риск.
Aquote1.png Что это за образина с крокодильим хвостом?
Отто Цоллинген об авианосце "Инфлексибл"
Aquote2.png
Aquote1.png Образина с крокодильим хвостом - это твоя жирная мамка.
Сидни Уильям Уилкинсон, капитан авианосца "Инфлексибл"
Aquote2.png
Aquote1.png Легче не захватывать Беардед, чем захватывать Беардед.
Кеннет Джексон Каннингэм
Aquote2.png

Конфликт в Беардеде — локальный колониальный конфликт за обладание краеугольным камнем мировой колониальной системы — островом Беардед, который как бы невзначай находился на стыке претензий Норланда и Королевства. До и после конфликта находился во владении Королевства. К слову, после Первой Великой войны таки отошёл к Норланду, но после второй мировой заварушки снова был отхапан Королевством.

Сам конфликт имел огромное значение как для мировой истории, так и для кораблестроения и тактики ведения морских битв. Помимо того, что это было первое масштабное столкновение броненосцев, в этом бою впервые был применён такой вид вооружения, как авианосец. По сути, конфликт в Беардеде был второй важной вехой в развитии военно-морской мысли после Угольной войны.

История Править

Амарантический океан был самым «жарким» местом во все времена, ведь там одновремено находились колонии четырёх с половиной государств. Но так как Империя отказывалась от колониальных претензий, стоило лишь запахнуть жареным, то её мы отбросим. Итак, мы имеем океан, полный всяких ништяков, и за обладание этими ништяками борются две команды — Норланд и Синпанг vs Королевство и Борея. Но конкретно сейчас нас интересует остров Беардед, богатый углём и экзотическими растениями, расположенный в Северной Амарантике. На него не претендовал никто, кроме Норланда и Королевства, но миру от этого не легче. Вообще изначально его контролировало Королевство, колонизировавшее остров в 2017 году. У Норланда же, опоздавшего к переделу мирового колониального пирога из-за революции и из-за того, что предыдущее правительство на заморские территории чихало, теперь жёстко припекало пониже спины. В первую очередь, государству требовался уголь в огромных количествах. Даже массовый экспорт из южной соседки не удовлетворял спрос страны.

Но не только уголь интересовал суровое северное государство. Контроль над Беардедом давал множество стратегических ништяков, ведь на нём находился огромный порт, который мог принимать корабли таких размеров, которые ещё даже не проектировались, и такая же огромная база для расположения дирижаблей. Первый морской лорд Королевста Джордж Чарльз Пеллефорн, полушутя, использовал термин «A fleet in Bearded» («Имеющийся в Беардеде флот», по аналогии с военно-морской доктриной «Имеющийся в наличии флот» — «A fleet in being»). И, чёрт возьми, не ошибался — простое присутствие готового вступить в битву ударного флота линкоров Королевства в Беардеде сковывало едва ли не весь Амарантикфлоте Норланда, ведь стоило тому уйти из региона боевых действий, как из Беардеда флот Королевства мог обрушить на побережья Норланда сокрушительные удары. Естественно, командование ВМС Норланда с этим мириться не хотело и недвусмысленно поглядывало на злополучный остров, ведь стоило укрепиться на нём — и откладывать кирпичи будет уже флот Королевства, лишённый стратегической мобильности.

План адмирала Цоллингена, или операция «Харке» Править

В обстановке строжайшей секретности (у себя дома, не оповещая никого) адмирал Отто Эрих Цоллинген на карте Северной Амарантики набросал план по захвату Беардеда, получивший незамысловатое название «Харке» («Грабли»). Суть его можно выразить словами «Захватить Беардед силами 3,5 кораблей». Отто Эрих Цоллинген предлагал взять Беардед в морскую блокаду с помощью броненосцев, когда флота Королевства не будет на месте. Морская блокада должна была сломить гарнизон острова и в конечном итоге заставить его капитулировать. План даже не предполагал стрельбы — Цоллинген считал, что Беардед падёт ещё до того, как флот Королевства начнёт что-то предпринимать. А когда начнёт, будет уже поздно, LOL. И возможность для проведения всего этого была — на 19 ноября 2023 года у флота Королевства были запланированы крупномасштабные учения с отработкой тактики применения авианосцев.

Без промедлений адмирал предоставил план лично лидеру Норланда Ренате фон Браун. Поначалу она отвергла столь дерзкую акцию, ведь она могла стать причиной войны, но затем план был утверждён, ведь всё равно командование Норланда планировало начать войну в ближайшие полгода, а остров в столь стратегически важном месте был бы очень кстати. Итак, 22 октября 2023 года Рената фон Браун поставила свою подпись под формализованной директивой.

Подготовка к выполнению плана Править

Для выполнения операции «Харке» было выделено два максимально боеспособных соединения — 2-я и 3-я эскадры броненосцев. Для усиления флотов они были дополнительно преобразованы в ударные эскадры — каждая из них была усилена одним броненосным крейсером и шестью минонсоцами. На корабли в срочном порядке начали загружать полный запас топлива и боеприпасов. Согласно личному указанию Цоллингена, все участвующие в операции боевые единицы должны были быть оснащены экипажем по штату военного времени. Удержать подготовку к акции в обстановке секретности было сложно, поэтому Рената фон Браун в одном из своих выступлений как бы между делом заявила, что флот готовится к учениям и затем даже предложила королю Вайатту IV провести манёвры вместе для отработки тактики действия флотов. Король отказался, ведь это могло открыть вероятному противнику все карты — состав и тактику применения флота Королевства. Он ещё ничего не знал…

12 ноября 2023 года адмирал флота Норланда Цоллинген заявил о том, что две ударных эскадры готовы к выполнению операции.

Ход событий Править

До блокады Править

16 ноября недалеко от острова Беардед в небе неспешно двигался пассажирский дирижабль Норланда. Гарнизон острова под командованием полковника Томаса Сегрейва не придала этому особого значения. На Беардеде все были заняты другим. Флот линкоров выходил из гавани, направляясь на учения в метрополию. Дирижабли покинули остров двумя днями ранее. Беардед защищали лишь 4000 человек гарнизона, силы береговой артиллерии и бронепалубный крейсер на пару с двумя миноносцами. На борту пассажирского дирижабля находились отнюдь не гражданские лица. Разведчики с борта воздушного судна наблюдали за составом и численностью флота Королевства, находившегося в Беардеде. В этот же день обнаружилась первая несостыковка - вместо ожидаемых четырёх эскадренных броненосцев с миноносным эскортом из гавани выходили броненосные крейсера, но самое главное - за огромными клубами дыма от наблюдателей скрывался дредноут "Сент-Джордж", который с дирижабля определили как "вероятно, броненосец «Лорд Галлахад»". Более точное определение не было возможным из-за запрета на маневрирование (чтобы действия гражданского дирижабля не посчитали подозрительными). Сделав фотографии эскадры, дирижабль, не меняя курса, двинулся дальше на запад, и как только, по рассчётам экипажа, покинул область видимости кораблей, сделал большой крюк и вернулся в Норланд.

Уже потом в штабе закрытый дымом корабль по едва заметным деталям определили как HMS Saint George, второй линкор-дредноут типа "Сеффорс". Штаб Норланда огорчила весть о том, что их флоту в случае провала плана придётся вступать в бой с дредноутом противника. Даже один-единственный "Сент-Джордж" в бою мог нанести значительный ущерб линейным силам Норланда за счёт преимущества во всём - как в вооружении (12 орудий калибром 305 миллиметров против 4 орудий калибром 280 миллиметров у типичного броненосца Норланда) и бронировании (его броневой пояс пробивался орудием калибром 280 миллиметров с расстояния лишь около 7-8 миль, в то время как 305-миллиметровые орудия по паспортным данным пробивали бортовую броню броненосца типа "Брехенсайн" с расстояния более 10 миль), так и в подвижности (за счёт использования паровых турбин). Отто Эрих Цоллинген заверил, что схватка с дредноутами маловероятна, так как они будут использоваться на учениях и определил эскадру вероятного противника как состоящую из 4-5 эскадренных броненосцев и нескольких броненосных крейсеров. Для пущей безопасности он попросил Ренату фон Браун разрешить задействовать в бою 1-ю ударную эскадру, используя её как резерв на случай, если всё вдруг станет очень плохо. В качестве дополнительных мер безопасности Цоллинген предложил план "Б", на случай, если маленькое победоносное сражение перерастёт в генеральное сражение линейных флотов. Адмирал флота предлагал при встрече с основными силами Королевства "дразнить" их бронепалубными крейсерами и минонсоцами, сковывая их действия, параллельно отодвигая более медлительные линейные силы и тем самым выманивая их в норландские территориальные воды, куда по случаю мог присоединиться 1-я ударная эскадра. Идея была сочтена лидером Норланда вполне годной и приказ о подготовке 1-й ударныой эскадры к "учениям" был отдан незамедлительно. В этот момент 2-я и 3-я эскадры уже двигались к Беардеду.

Силы Норланда Править

Основные силы Норланда состояли из 6 эскадренных броненосцев, 2 бронепалубных крейсера и 5 миноносцев:

Уже после боя адмирал Цоллинген вспоминал, что в бою ему очень сильно не хватало маневренных сил. Броненосные крейсера Норланда не обладали достаточной подвижностью для выполнения своей непосредственной задачи - борьбы с миноносцами - и эту функцию на себя пришлось возложить миноносцам Норланда, из-за чего они потеряли шанс прорваться к авианосцу и уничтожить его. Оба крейсера были потеряны. Это стало весомым аргументом для того, чтобы в Норланде ускорились работы над новыми типами крейсеров.

Блокада Беардеда Править

Вечером 18 ноября 2023 года наблюдателями с Беардеда на горизонте была замечена неопознанная эскадра. Командир гарнизона Томас Сегрейв не придал этому никакого значения, посчитав, что это флотилия крейсеров Королевства, опаздывающая на учения. Но появление через 40 минут на горизонте второй эскадры тридцатью градусами восточнее не на шутку встревожило гарнизон. Сегрейв приказал поднять в воздух патрульный гидросамолёт, который двинулся навстречу эскадрам. Показания пилота удручали: два флота эскадренных броненосцев Норланда стремятся обогнуть остров одновременно с севера и с юга.

Томас не имел никакой информации о том, что намеревались сделать флоты Норланда. Всё, что он знал - то, что Норланд проводит крупномасштабные манёвры в водах Амарантики. Поэтому с выполнением прямого приказа от командования - атаковать все корабли, за исключением королевских, находящихся на расстоянии 150 кабельтов от острова и ближе - Сегрейв повременил, решив, что корабли просто пройдут мимо.

Цоллинген, рассчитывавший на то, что береговые батареи откроют огонь первыми и тем самым позволят выставить Королевство агрессором, просчитался - орудия Беардеда молчали. Он отдал приказ проплыть возле острова на расстоянии 70 кабельтов, намереваясь спровоцировать гарнизон. Нервы Сегрейва начали сдавать. Из наблюдательного поста на верхушке горы Эйри он видел одновременно две эскадры, проплывавшие на опасной дистанции от острова. Приверно в 19:30 с поста последовал приказ южной батарее сделать предупредительный выстрел в строну броненосца "Брехенсайн". Около 19:35 с "Брехенсайна" заметили вспышку, после чего тишину рассёк свист пролетающего снаряда, который взорвался от удара о воду в непосредственной близости к миноносцу Т-13. Через минуту такой же выстрел произвела северная батарея. Адмирал Цоллинген посчитал это достаточным. На "Тандернау" вывесили сигнальные флажки - "Lima November Echo", что означало "Не останавливаться и изменить свой курс направо". Третья эскадра начала на полном ходу огибать остров. По радио был передан приказ второй эскадре делать то же самое. Вторая эскадра бросила якорь за 12 миль от порта Беардед на юго-востоке. Третья эскадра таким же образом блокировала ещё один порт на востоке.

Сегрейв понял, что дело дрянь, и лично связался со штабом Пеллефорна. Прежде чем поверить в то, что творится, адмирал флота попросил главу гарнизона повторить три раза то, что он рассказал, потом спросил, не пьян ли Томас и всё ли с ним в порядке. Но когда Сегрейв несколько раз уверенно повторил то, что Норланд взял Беардед в блокаду, Чарльз Пеллефорн не заставил себя ждать. С присущими ему спокойствием и хладнокровием он начал готовить план ответных действий. С манёвров было отозвано четыре дредноута и - пам-пам-пам! - авианосец HMS Inflexible, а так же три броненосных крейсера и миноносцы. Пеллефорн также немедленно уведомил об происшествии короля Паббста Вайатта IV и с согласия Его Величества дал добро на активную оборону Беардеда, разрешив Сегрейву задейстовать все силы, имеющиеся в его распоряжении. Томас немедленно отдал приказ береговым орудиям открыть огонь по кораблям Норланда. Канонада началась в ночь с 18 на 19 ноября. 305- и 356-миллиметровые орудия в башенных установках безостановочно молотили по едва заметным силуэтам кораблей Норланда. Всего за период с полуночи до примерно 8 часов утра береговые батареи расстреляли 20160 снарядов (ни много ни мало 15 тысяч тонн!), имея штатный боекомплект 840 снарядов на ствол, и, что самое удивительное, не добились ни одного удачного попадания! Во многом это происходило как из-за неподготовленности орудийных рассчётов, так и отсутствия опыта стрельбы из орудий такого калибра и состояния лёгкой паники у гарнизона острова. В результате, не имея никакой возможности снять блокаду самостоятельно, Сегрейв приказал выводить в бой флот, который стоял в гавани (напомним, это один лёгкий крейсер и два миноносца). В 9:00 с броненосца "Адельсхейм" заметили дым, который начал выходить из труб наблюдаемого с корабля крейсера HMS Hope. Капитан броненосца приказал уничтожить крейсер. Несколько пристрелочных выстрелов главным калибром легли мимо, но каждый последующий выстрел ложился ближе и ближе к выдвигающемуся крейсеру. Когда над ним нависла угроза артиллерийской вилки, капитан HMS Hope отдал приказ об отступлении и вернул корабли целыми назад в гавань. Больше использовать свой маленький флот Сегрейв не решился, ожидая прибытия основных сил.

Битва за Беардед Править

Aquote1.png Они не имеют снарядов и мощных кораблей в гавани. Беардед скоро будет наш!
Отто Эрих Цоллинген - Ренате фон Браун
Aquote2.png
Aquote1.png Джентльмены, манёвры откладываются. Мы выдвигаемся для совместных учений с Норландом!
Джордж Чарльз Пеллефорн
Aquote2.png

Но несмотря на то, что из-за неграмотных действий Сегрейва Беардед по сути был абсолютно незащищён от флота вторжения, должного успеха блокада не принесла. За её недолгое существование корабли Норланда не потопили ни одного транспортного корабля, которые по идее должны были следовать в Беардед и ни на шаг не приблизили гарнизон к сдаче. Запасов провизии на острове должно было хватить на месяц спокойного существования, а максимальную длительность блокады даже сам Цоллинген определял как "неделя с очень большой натяжкой".

В разгар дня 19 ноября с броненосца "Тандернау" на вельботе к Беардеду направился парламентёр с предложением гарнизону сдаться. Сегрейв ответил отказом. Адмирал решил брать Беардед силой, разгромив его артиллерийским огнём. Цоллинген считал, что раз Беардед не получится захватить, стоит сделать так. чтобы Королевство не смогло выжать из него пользу - уничтожить гавани, верфи, сооружения - благо у береговых батарей не было снарядов. Отто прикинул, что в случае успеха такой атаки (а успех был гарантирован) Королевство уже не будет представлять Норланду значительной угрозы в Северной Амарантике, так как его корабли будут вынуждены использовать другие базы, более отдалённые от этого региона, и Беардед можно будет потом захватить в любое время. Но генеральный штаб согласия не дал, ведь разгром одной из крупнейших колоний Королевства мог обернуться для Норланда незамедлительным началом войны, к которой он пока что был не готов. Цоллинген зря доказывал, что без возможности нормально действовать на этом ТВД Королевство ждёт неминуемое поражение, да и войну оно вряд ли объявит, но штаб был непреклонен. Поэтому вместо разгрома-и-отхода эскадру ждало решающее сражение с дредноутами Королевства.

После ещё одного дня безуспешной блокады наконец наступила развязка этих событий.

Патрульный самолёт, как нельзя кстати запущенный с броненосца "Бандербург", обнаружил эскадру Королевства на почтительном расстоянии - примерно за 75 морских миль к юго-западу от острова. Данные с самолёта, по сути, спасли корабли Норланда, ведь у них была куча времени чтобы подготовиться к схватке. Зная, что Королевство обладает дредноутами, уделывающие по всем ТТХ броненосцы Норланда, Цоллинген принял единственное верное решение - включать сбегатор. Две эскадры, не совершая лишних движений, немедленно выжали тапку в пол и двинулись в территориальные воды Норланда. Но Сегрейв был не лыком шит и передал Пеллефорну вектор движения врага, в результате чего две эскадры Королевства двинулись не на северо-восток, как они двигались изначально, а чётко на север, стремясь выйти наперерез кораблям Норланда и сразу взять их в "палочку над Т". Для этого эскадра дредноутов заняла восточную позицию, а эскадра с авианосцем - западнее них. Но, недооценив скорость движения норландцев, оказалось, что они на момент визуального контакта находятся почти чётко по курсу движения кораблей Королевства! Пеллефорн дал приказ переложить руль на 2 румба влево, чтобы не дать поставить противнику "палочку над Т", прикрыть авианосец и дать возможность линкорам вести огонь с борта, полными залпами. Он рассчитывал, что Цоллинген возьмёт курс на северо-запад и будет двигаться параллельно линейным кораблям, подставив себя под огонь. Но Цоллинген дураком не был и, зная, что удрать из-за малой скорости не получится, совершил внезапный и никем не ожидаемый манёвр: он приказал делать разворот на 180 градусов и тем самым повторно поставил "палочку над Т" Королевству. Бой начался. Эскадры Цоллингена, прикрытые миноносцами и двумя крейсерами, начали потихоньку сближаться с врагом.

Пеллефорн ответил на это созданием "заслона" из миноносцев, в дополнение выдвинув впереди основных сил свои броненосные крейсера. С авианосца "Инфлексибл" была поднята авиагруппа торпедоносцев, которая приняла крейсер "Киршенплатц" за броненосец-флагман и нанесла по не ожидающему такого финта ушами кораблику сокрушительный удар. Лишь героические действия команды спасли крейсерок от затопления, но боевой единицей его уже можно было назвать лишь с натяжкой. Несмотря на его плачевное состояние, Цоллинген решил применить его в бою. В то время как основной (3-я ударный) флот двигался в составе линии в ожидании перестрелки с дредноутами, 2-й флот бросился едва ли не врассыпную навстречу относительно небольшому эскорту авианосца с целью вывести того из строя. Броненосец "Вальдшмидт" двинулся с сопровождением из Т-15 и Т-16 навстречу вражеским миноносцам с целью защитить линейные силы от торпедных атак. Сдерживающим фактором было то, что миноносцы Королевства двигались недалеко от дредноутов и не собирались отходить от них, что ставило под угрозу "Вальдшмидт".

Впрочем, навязать дредноутам бой на своих условиях Цоллингену не удалось. Их эскадра повернула на северо-запад, одновременно ставя под угозу броненосцы на обоих флангах. Настречу "Вальдшмидту" и его свите двинулись три миноносца и крейсер. Совместная атака Т-15 и "Вальдшмидта" потопила миноносец "Шемрок", но ответный огонь крейсера "Биминстер" пробил крейсеру палубу возле орудия и влетел в цитадель, вызвав детонацию боекомплекта носовой башни. Тем не менее, "Вальдшмидт" уверенно держался на плаву и вёл огонь из уцелевших орудий. Этому не помешала даже неудачная атака торпедоносцев. Миноносец Т-16, избегая боя с миноносцем "Варлок", обогнул огонь противоминных калибров знаменитого дредноута "Тандерчайлд" и провёл по нему торпедную атаку. Из двенадцати выпущенных торпед две попали в корабль, и что характерно - обе удачно: из-за плохой противоторпедной защиты из строя было выведено 8 котлов. Скорость "Тандерчайлда" существенно упала. Отходя, в Т-16 несколько раз попали орудия противоминного калибра дредноутов "Тандерчайлд" и "Краун Ройял". Эти же дредноуты также дали несколько залпов по "Вальдшмидту", но попаданий не добились. Зато добились два следующих: "Сеффорс" и "Сейнт Джордж" вывели крейсеру из строя большую часть котлов и рулевые механизмы. Одна из торпед, пущенная с миноносца "Уорлок", попала в район машинного отделения. На крейсере начался пожар и он утонул. Обстрелу подвергся и миноносец Т-15 - по нему вели огонь миноносец "Медуза" и крейсер "Биминстер". Т-16, загнанный в угол, получил множественные попадания.

Цоллинген во второй раз развернул броненосцы почти на 180 градусов и на полном ходу двинул их на юго-запад, стремясь в очередной раз поставить осточертевшую всем "палочку над Т". Для объединения с броненосцами 3-го флота двинулись два оставшихся. "Киршенплатц" было решено таки вывести из боя. Но удача улыбнулась Королевству: атака торпедоносцев, которые совершенно внезапно атаковали с тыла, уничтожила погреба боеприпасов носовой орудийной башни "Адельсхейма" и, помимо всего прочего, пробила дыру в днище в районе румпельного отделения. Лишенный возможности маневрировать "Адельсхейм" начал борьбу за выживание. В строю осталось лишь 5 эскадренных броненосцев.

Атака миноносцев на авианосец по левому (со стороны Королевства) флангу оказалась проваленной. Т-12, Т-13 и Т-14 подвреглись обстрелу с крейсеров "Кингсбридж", "Фрэмлингэм" и миноносца "Эктив". Т-12, в которого летела большая часть снарядов, уверенно маневрировал и минимизировал урон. Т-13 и Т-14 попаданий пока не получили. Авианосец в это время двигался на восток, подальше от угрозы.

Объединившись, броненосцы выстроились в линию и открыли огонь по ещё не довернувшим до конца линкорам Королевства, всё-таки поставив "палочку над Т" - правда, всего лишь одному кораблю - HMS Saint George. "Тандерчайлд" было решено отвести подальше, на защиту авианосца. Туда же отходил и крейсер "Кингсбридж". Второй крейсер, "Фрэмлингэм", сконцентрировал огонь на ведущему эскадру недобитому "Адельсхейму". Это дало шанс норланским миноносцам. Пока Т-13 и Т-14 сковывали действия "Хантера", "Эктива" и "Компасс Роуз", Т-12 смог обогнуть миноносцы врага и двигался к авианосцу. Это дало призрачный шанс на спасение от авианосца броненосцев, которые, помимо палубной авиации, страдали от прорвавшихся к их строю миноносцев "Иштван" и "Суоллоу". Торпеды "Иштвана" взорвали боекомплект кормовой башни "Тандернау", торпеды последнего же сделали ощутимую пробоину в днище "Норденхейма". Но наиболее успешными были действия дредноутов, которые вели огонь по броненосцу, находящемуся напротив них. Так, "Краун Ройял" своими залпами вывел из строя несколько котлов на "Брехенсайне", "Сеффорс" достиг огромного количества попаданий по флагману "Тандернау" - один из его снарядов влетел в рубку и легко ранил Цоллингена, но убил двух офицеров и контузил капитана. "Сейнт Джордж" не мог сконцентрировать на "Норденхейме" всех своих орудий, поэтому единственное удачное его попадание в этой фазе боя лишь легко повредило рулевую машину врага. А с тыла броненосцам зашли миноносцы "Уорлок" и "Медуза".

Ответный огонь Норланда был гораздо менее удачным. Добиться попаданий удалось лишь "Брехенсайну" и "Тандернау", которые обстреливали линкор "Краун Ройял". Но броня дредноута была им явно не по зубам: уже на базе моряки насчитали лишь три пробития под башней "A", ещё два - между башнями "P" и "Q", и шесть - в районе котельного отделения. Ни один из выпущенных снарядов не нанёс существенных повреждений могучему дредноуту. Результаты стрельбы броненосцев удручали. Цоллинген приказал отходить. "Адельсхейм", "Тандернау" и "Бандербург" повернули на северо-запад. "Норденхейм" и "Аусхафен", наименее пострадавшие во время боя, закрыли собой отходящие броненосцы. Стрелять по броненосцам, которые из-за своего расположения для рассчётов орудий дредноутов превратились в сплошное пятно, было сложно. На "Краун Ройял" и "Сеффорс" путали мачты, поэтому снаряды летели со значительным перелётом. Попаданий добился лишь "Сейнт Джордж", но его снаряды скользнули по броневому поясу "Норденхейма", не причинив тому вреда.

Во время этих событий не менее горячий бой шёл на юге, между миноносцами. Т-12 удалось уйти, но за ним в погоню двинулись "Компасс Роуз" и "Хантер", в то время как "Эктив" неудачно пытался сдержать двух остальных - Т-13 и Т-14. Его попадания повредили машины на Т-13, но ответный огонь двух миноносцев сделал "Эктиву" две пробоины и вынудил его вести бой более аккуратно, сбросив агрессивность стрельбы. Из-за этого "Эктив" не смог сдержать Т-14, который двинулся вслед за Т-12, но попал под раздачу сразу трёх миноносцев. Он долго уклонялся от ударов, но уйти не смог. Замедленный Т-13 добили торпедами. Угрозу авианосцу представлял лишь Т-12. Но сам авианосец представлял угрозу сразу всем - в разгар боя его палубная авиация смогла уложить 8 из 12 торпед в цель, уничтожив броненосец "Норденхейм", которых плохо маневрировал из-за повреждения рулевого механизма и не смог выполнить противоторпедный манёвр. Вслед за ним ко дну отправился "Брехенсайн", который из-за повреждённых котлов двигался крайне медленно и стал отличной целью для дредноутов. Точно определить, кто его потопил, уже невозможно, как и причину его потопления: он зачерпнул воду и перевернулся набок, видимо, в результате пробоин под ватерлинией. На нём сконцентрировали огонь сразу три дредноута, что дало существенный шанс остальным спастись. Когда капитаны линкоров приказали открыть огонь по уходящим эскадренным броненосцам, те уже находились на предельном расстоянии. Пеллефорн приказал отставить стрельбу.

Что же до миноносцев, то на помощь Т-12 навстречу ему с противоположного направления двинулся Т-15. Он был ближе к авианосцу, но подвергся обстрелу сразу с крейсера и дредноута, поэтому провести атаку не смог и был быстро уничтожен. Зато это смог сделать Т-12: он выпустил в авианосец 8 торпед, из которых 3 достигли цели, серьёзно повредив машинный отсек. "Инфлексибл" срочно требовал ремона. Т-12 не смог отойти и был, как и Т-15, быстро затоплен перекрёстным огнём.

В итоге Норланд потерял 2 эскадренных броненосца, 1 броненосный крейсер и 5 миноносцев. Со стороны Королевства потери были минимальны - 1 миноносец, но большая часть его кораблей были повреждены в разной степени тяжести и требовали ремонта. Успех битвы для Королевства был настолько очевиден, что полностью сгладил акцию в Беардеде и не стал причиной войны. А у Норланда появилась ещё одна обида на своего стратегического противника.

Международная реакция Править

Aquote1.png Я лично охренел. Да что уж там - весь мир охренел.
Элджин Эвертон Гровер
Aquote2.png

Королевство Править

Королевство отличилось самой нестандартной реакцией на произошедшее событие. Сначала у всех в правящей верхушке моментально бомбануло, ведь потеря Беардеда означала... Да полный провал она означала - почти полную потерю контроля над Амарантикой. Но потом атмосфера паники с помощью Пеллефорна сменилась бравой атмосферой реваншизма, ведь Королевство значительно превосходило по силе флота Норланд (вспомнить хотя бы то, что в составе флота Королевства было на тот момент шесть дредноутов, у флота Норланда же ноль). И, как видно по итогам решающего сражения, рассчёт Пеллефорна был верен.

Впрочем, нельзя сказать, что политиканы Королевства после громкой победы забыли за всё произошедшее. Паббст Вайатт IV окончательно понял, кто будет противником №1 в близкой войне. Не Фандальго, не Синпанг, а именно Норланд.

Империя Править

Отреагировала никак. Официальных комментариев от представителей Империи не было. В неформальной беседе министр информационной безопасности Катарина Вернетт на вопрос о Беардеде ответила лишь что "Империализм - это плохо".

Борея Править

Самая бурная реакция из всех стран, которые не участвовали в конфликте непосредственно. Царь Бореи Николай Ромодановский даже выступил с речью, которая так и называлась - "О конфликте в Беардеде". В ней он остро осуждал империализм и все его проявления, говорил о том, что империалистические замашки нужно пресекать на корню и тем самым спасать народы мира от войны. Борею можно понять - контроль Норланда над Беардедом отсекал её от Королевства и позволял Норланду доминировать над ней. Верхушка Боери рассудила, что если Норланд полез в Амарантику, то полезет и в Борею. Если раньше Царь сомневался, к какой стороне присоедениться и стоит ли присоединяться вообще, то теперь ответ был очевиден. Конфликт в Беардеде стал самым весомым аргументом в пользу пока что неформального присоединения Бореи к Королевству.

Западный Союз Править

Чуть более активная реакция, чем у Империи, но всё равно вялая. Элджин Гровер, который "привёл страну в порядок", сделав её единым и сильным государством, считал, что Норланд не рискнёт объявлять войну Западному Союзу. Единственной его официальной реакцией была часть выступления по радио, в котором он сухо рассказал о том, что Норланд провалил попытку блокировать Беардед и что его намерения надолго утихомирены, а значит, опасностей для Западного Союза нет.